Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас




НАВИГАТОР
по образовательным
организациям
Новосибирской области

 

Все новости

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
25.01.2005

История вклада России в историю

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНИКА, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНИКА, ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
СОВЕТЫ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

В учебнике А. Левандовского и Ю. Щетинова «История России. ХХ – начало ХХI века» находит отражение не только объективная информация об основных событиях, процессах и тенденциях развития страны, базирующаяся на требованиях Государственного стандарта. Учащиеся подводятся к осмыслению места и роли России во всемирно-историческом процессе. Её вклада в исторический опыт человечества.

Руководствуясь этими идеями, реализуя цели учебного курса и учебника, авторы стремились решить следующие задачи:

  • включить историю России ХХ века в мировую историю как ее важнейшую составную часть, особенно при рассмотрении таких вопросов, как опыт политической трансформации, опыт модернизации, борьба с фашизмом, роль патриотического и национального факторов в историческом развитии, вклад в развитие мировой культуры, решение глобальных проблем;
  • последовательно придерживаться принципа историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок;
  • представить альтернативность развития на двух уровнях: выявляя возможные направления развития в точках исторической бифуркации с последующим выяснением причин реализации определенной альтернативы (первый уровень) и включая различные исторические оценки ключевых явлений и событий;
  • посредством использования документального материала, включенного в основной текст или представленного после параграфов, создать на страницах учебника ситуации, когда учащиеся могут увидеть столкновение различных точек зрения на одни и те же факты, процессы и явления и непосредственно включиться в напряженный исследовательский поиск, определяя свою собственную позицию;
  • придерживаясь, как было сказано выше, альтернативного подхода к рассмотрению исторических событий, процессов, личностей и, не отказываясь от освещения дискуссионных проблем, например, таких, как Великая российская революция, Гражданская война, модернизация страны в 30-е гг., развитие и кризис советской системы и др., исключить антигосударственные, антисоциальные и конфронтационные трактовки, избегать политизированности, стремиться научить школьников воспринимать факты, не домысливая их и не подгоняя под идеологические схемы;
  • в целях борьбы с перегрузкой учащихся избегать излишней детализации в освещении ряда вопросов, при этом обеспечить пропорциональное освещение всех основных проблем и аспектов развития России: на каждом этапе общественного развития страны (Российская империя – СССР – Российская Федерация) проследить развитие экономики, социальной структуры, государственно-политической системы, культуры, национальных отношений, внешней политики, место и роль революций и войн, роль различных социальных групп, исторических личностей и рядового человека в истории. При этом при изложении материала, посвященного современной России, уделяется внимание возможностям реализации гражданина России в экономической, социальной и духовной сферах.

Авторы придерживаются концепции многофакторного подхода к изучению исторического процесса, который позволяет воссоздать его «полнокровность» и многомерность, и рассматривают в качестве фундамента обучения истории учет национальных интересов и государственных приоритетов России. Методический аппарат учебника определяется целями и задачами курса, направлен на формирование способностей учащихся и основных компетентностей. Стремясь отойти от информационного подхода, авторы связывают основные методические принципы с формами организации деятельности, в которую будут погружаться учащиеся. Учебник включает значительное количество визуальных источников (плакаты, рисунки, карикатуры, титульные листы книг и государственных актов, портреты исторических деятелей и т. д.) Более полному раскрытию проблем духовной жизни общества помогает альбом произведений изобразительного искусства (цветная вклейка). Существенным внетекстовым компонентом является картографический материал учебника. Карты разгружены от избыточной информации и одновременно включают дополнительный материал – таблицы и схемы, позволяющие более полно и наглядно представить статистические данные.

Рассмотрим соотношение Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории России (см. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории, базовый уровень; Стандарт среднего (полного) общего образования по истории, профильный уровень) и содержание учебника А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ – начало ХХI века». В приведенных ниже таблицах сохраняется курсив, выделяющий в тексте стандартов элементы, подлежащие предъявлению, но не включенные в требования к уровню подготовки выпускников. Материал, который нуждается в раскрытии с использованием дополнительных источников, не входящих в УМК к учебнику «История России. ХХ – начало ХХI века», подчеркнут. Главные дополнительные источники (компоненты УМК по новейшей истории к учебнику Левандовского и Щетинова или учебники и методические пособия других авторов) и подлежащая сокращению информация названы в третьем столбце таблицы, при этом сохраняется нумерация Списка дополнительной литературы (см. раздел III Методических рекомендаций). Выбор дополнительных источников основывался на следующих критериях: научность, близость концептуальных установок, доступность использования как с точки зрения учителя, так и ученика. Информация, которую рекомендуется исключить, помечена *.

Образовательный потенциал учебника
«История России. ХХ – начало ХХI века»,
базовый уровень

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, базовый уровень (история России) Образовательный потенциал учебника «История России. ХХ – начало ХХI века» (раскрытие дидактических единиц в материале учебника) Дополнительные источники (компенсация недостающего в учебнике материала – в случае необходимости), материал, подлежащий сокращению
Россия в начале XX вв.

Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее политические последствия.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Разделы 1 – 3.

Тема 1. Социально-экономическое развитие России в конце XIX-начале ХХ в. (§§ 1 – 3)

Тема 2. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX-начале ХХ в.(§§ 4, 5)

Тема 3. Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции (§ 7).

Тема 3 (§§ 8, 9)

Раздел II. В годы революции (темы 4 и 5).

Тема 6. Третьеиюньская монархия (§§ 16, 17 п. 1, 18)

Тема 8. Русская культура конца XIX-начала ХХ в. (§§ 22, 23)

Тема 2, § 6.

Тема 7. Россия в Первой мировой войне (§§ 19 п. 3, 20, 21).

Дополнительно: 41, источник № 1.

*§ 10, п. 2 § 11)

* пп. 2-3 § 17.

Дополнительно 41, источик № 2.

* пп. 1-2 § 19

Дополнительно 41, источник № 3

Революция и Гражданская война в России

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.

Переход к новой экономической политике.

Разделы 4 - 5.

Тема 9. По пути демократии (§§ 24, 26, 27 п. 1)

Тема 10. От демократии к диктатуре (§§ 28 п.1, 29 пп. 1-2, 30 пп. 5-7)

Тема 11. Первые месяцы большевистского правления (§§ 31 пп. 2, 3, 6; 32, 35).

Тема 12. Гражданская война и интервенция (§§ 36, 37 п. 3, 38 пп. 1-2, 39)

Тема 13. В годы НЭПа (§§ 40 пп. 2, 4; 41)

* §§ 25, 27 пп. 2-4.

* §§ 28 пп. 2-4, 29 п. 3, 30 пп. 1-4.

* § 31 пп. 1, 4, 5, §§ 33, 34.

* § 37 пп. 1-2, 38 п. 3

Дополнительно: 14.

* §§ 40 пп. 1, 3; 42.

СССР в 1922-1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально - государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

Разделы 6, 7.

Тема 13 (§ 43).

Тема 13 (§ 44, 46 п. 2)

Тема 14. «Наступление социализма по всему фронту» (§§ 49, 50).

Тема 14 (§§ 46, 47, 48, 49 п. 5)

Тема 14 (§ 50 п. 2).

Тема 13 (§ 45).

Тема 14 (§ 51).

Тема 15. Накануне грозных испытаний (§ 52).

Дополнительно: 41, источник № 10.

Дополнительно: 41, источник № 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.

Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС.

Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.

Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.

«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста.

Тема 16 Великая Отечественная война (§§ 54, 55, 56, 57).

Тема 17. Последние годы сталинского правления (§ 59, 60).

Тема 17 (§ 58).

Тема 18. СССР в 1953 – 1964 гг.: попытки реформирования общества (§§ 62, 63 п. 1).

Тема 18 (§ 64). Тема 19. Советский Союз в последние десятилетия своего существования (§ 66).

Тема 18 (§ 63 п.2).

Тема 18 (§ 63 п. 1).

Тема 19 (§ 66 п. 3).

Тема 19 (§ 67).

Дополнительно 41, источник № 13.

Дополнительно: 41, источник № 14.

Дополнительно: 41, источник № 15.

Дополнительно: 41, источник № 16.

Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.

Причины распада СССР.

Тема 18 (§ 65).

Тема 19 (§ 68).

Тема 19 (§ 67 пп. 3-4).

Дополнительно : 41, источник № 18.
Российская Федерация (1991-2003 гг.)

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября-октября 1993г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества независимых государств.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Раздел 8.

Тема 19 (§ 67 п. 4)

Тема 20 (§ 70).

Тема 20 (§ 71).

Тема 20 (§ 70).

Тема 21 (§ 72 п. 1, § 73 п. 2)

Тема 20 (§ 71 пп. 2-3).

Тема 22 (§§ 74 - 76).

Тема 21 (§ 72 п. 4, § 73)

 

 

 

 

Образовательный потенциал учебника
«История России. ХХ – начало ХХI века»,
профильный уровень

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, профильный уровень (история России) Образовательный потенциал учебника «История России. ХХ – начало ХХI века» (раскрытие дидактических единиц в материале учебника) Дополнительные источники (компенсация недостающего в учебнике материала)
Россия в начале XX в.

Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве; остатки крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Российский монополистический капитализм и его особенности. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Дискуссии о роли и месте России в мировой экономике начала ХХ века.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв. Критический реализм. Русский авангард. Элитарная и народная культура. Развитие системы образования.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Революция и Гражданская война в России

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Восстановление патриаршества. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание.

Гражданская война и интервенция. Цели и идеология противоборствующих сторон. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны. Политика «военного коммунизма». Курс на мировую революцию. Коминтерн. Итоги Гражданской войны.

Переход к новой экономической политике. Кронштадтский мятеж. Первые успехи НЭПа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников.

СССР в 1922–1991 гг.

Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о формах объединения. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики советской власти.

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Свертывание НЭПа и выбор форсированной модели развития. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Советский тип государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии, их направленность и последствия.

Индустриализация. Коллективизация. Переход к плановой экономике. Мобилизационный характер советской экономики.

Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-х гг. Конституция 1936 г.

Идеологические основы советского общества и культура в 20-х – 30-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Советская интеллигенция. Мировоззренческие основы и пропагандистская направленность официальной советской культуры. «Краткий курс истории ВКП(б)». Повседневная жизнь советских людей.

Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Причины, этапы и итоги Великой Отечественной войны. Советское военное искусство. Героизм народа на фронте и в тылу. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира.

«Холодная война», споры о ее причинах и характере. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.

Восстановление экономики. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Гонка вооружений и ее влияние на развитие страны.

Идеологические кампании в послевоенные годы. Политическая жизнь страны в середине 1950-х гг. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Политика Н.С. Хрущева в оценках современников и историков.

«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Теория развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г.

Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. «Теневая экономика» в СССР.

Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Нарастание социальной элитарности в условиях партийно-государственной системы. Возникновение диссидентского и правозащитного движения. Нигилистические настроения в массовом сознании.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. Курс на «ускорение». «Перестройка» и «гласность». Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Распад системы централизованного управления. Усиление центробежных тенденций в межнациональных отношениях. Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г.

СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. «Новое политическое мышление». Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников, распад мировой социалистической системы.

Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской, культуры и образования во второй половине ХХ в. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики. Утрата руководящей роли КПСС в духовной жизни советского общества.

Российская Федерация (1991–2003 гг.)

Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.

Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные проблемы в современной России. Чеченский конфликт. Российская Федерация и страны Содружества независимых государств.

Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия» и ее социальные последствия. Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг.

Современная российская культура. Поиск мировоззренческих ориентиров. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в интеграционных процессах. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное место России в мировом сообществе.

Разделы 1 – 3.

Тема 1. Социально-экономическое развитие России в конце XIX-начале ХХ в. (§§ 1 – 3)

Тема 6. Третьеиюньская монархия (§§ 16, 17 п. 1, 18)

Тема 2. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX-начале ХХ в.(§§ 4, 5)

Тема 3. Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции (§ 7).

Раздел II. В годы революции (темы 4 и 5).

Тема 8. Русская культура конца XIX-начала ХХ в. (§§ 22, 23)

 

Тема 3 (§§ 8, 9)

 

Тема 2, § 6.

Тема 7. Россия в Первой мировой войне (§§ 19 п. 3, 20, 21).

Разделы 4 - 5.

Тема 9. По пути демократии (§§ 24, 25, 26, 27)

Тема 10. От демократии к диктатуре (§§ 28, 29, 30)

Тема 11. Первые месяцы большевистского правления (§§ 31, 32, 33, 34, 35).

Тема 12. Гражданская война и интервенция (§§ 36, 37, 38, 39)

Тема 13. В годы НЭПа (§§ 40, 41, 42)

Разделы 6, 7.

Тема 13 (§ 43).

Тема 13 (§ 44, 46)

 

Тема 14. «Наступление социализма по всему фронту» (§§ 49, 50).

Тема 14 (§§ 46, 47, 48, 49)

Тема 14 (§ 50).

Тема 13 (§ 45).

Тема 14 (§ 51).

Тема 15. Накануне грозных испытаний (§ 52).

Тема 16 Великая Отечественная война (§§ 54, 55, 56, 57).

 

Тема 17. Последние годы сталинского правления (§ 58).

 

Тема 17 (§ 59)

Тема 18 (§ 65).

Тема 17 (§ 60).

Тема 18. СССР в 1953 – 1964 гг.: попытки реформирования общества (§§ 62, 63, 64).

 

Тема 19. Советский Союз в последние десятилетия своего существования (§ 66).

Тема 18 (§ 63 п.2).

Тема 18 (§ 63).

Тема 19 (§ 66).

Тема 19 (§ 66)

Тема 17 (§ 60)

Тема 19 (§ 67)

 

 

Тема 18 (§ 65).

Тема 19 (§ 68).

 

Тема 17 (§60)

Тема 19 (§ 66)

 

Тема 19 (§ 67)

Тема 20 (§ 70)

 

Тема 20 (§ 71)

Тема 21 (§§ 72, 73)

Тема 22 (§ 74, 76)

Тема 20 (§ 69)

 

Тема 21 (§73)

 

Тема 22 (§§ 74, 75)

 

Тема 21 (§ 72)

 

 

8, 9, 26, 33, 34, 36, 37, 38, 41

18, 36, 37, 38

26

 

15, 20, 25, 30, 33, 34

 

 

9, 16, 33, 37

 

24, 36

 

3

 

33, 37, 38, 42

 

12, 15, 18, 27, 30, 35, 38

30, 31, 33, 36.

 

 

30, 35, 42

 

5, 12, 26, 27, 31,

 

27, 31, 33, 36

 

29, 30

13, 22, 27, 34, 35, 36, 37

 

19, 23, 30, 40

 

13, 22,

 

4, 16, 22

16, 33, 40

12, 31,

19, 34

14

20

4, 24, 32

11, 24, 40

 

 

6, 28, 31, 32, 36, 40

 

2, 3, 4, 32

17, 19, 36

 

12, 26, 27, 31

17, 23, 26, 36

 

31, 34, 35

29

5, 12,

21, 31, 33

15

31, 39, 40, 43, 44

28, 32

19, 33, 34

 

 

20, 21

21, 22, 31, 33, 34, 36, 39

 

20, 36, 39, 44

15, 44

5, 6

39

39, 44

 

37, 38, 39, 44

 

3

 

39, 44

Изложенные подходы позволяют использовать учебник «История России. ХХ – начало ХХI века» в переходный период для изучения истории и на базовом, и на профильном уровне.

Дополнительная литература для реализации требований стандарта

Литература для учащихся

1. Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M. 2003.

2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. 2002.

3. Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.

4. Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.

5. История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. M. 1995.

6. Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.

7. Россия. Энциклопедический справочник. M. 1998.

8. Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2000.

9. Хрестоматия по истории России: ХХ век. Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. M. 2003.

10. Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.

Литература для учителя

11. Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.

12. Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.

13. Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.

14. Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001

15. Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.

16. Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.

17. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.

18. История России. 1861- 1917. M. 1996.

19. История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.

20. История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.

21. История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.

22. Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2000.

23. Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 1997.

24. Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 1999. № 6.

25. Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков. M. 1998.

26. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 1996.

27. Российское государство и общество. ХХ век. M. 1999.

28. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2000.

29. Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 1999.

30. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.

31. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 1997.

32. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917 – 1991. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 1993.

Методическая литература для учителя

33. Данилов А.А. История России ХХ в. Справочные материалы. M. 1996.

34. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. M. 2002.

35. История Отечества в документах. 1917 – 1993. В 4-х частях. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Г.В. Клокова. M. 1994 – 1995.

36. История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2003.

37. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. История России. ХХ век. M. 2001.

38. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Жукова Л.В. Поурочные разработки к учебнику «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2002.

39. Романовский В.К. Новейшая отечественная история. 1985 – 2002. M. 2002.

40. Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993. Хрестоматия. Под редакцией M.Е. Главацкого.

41. Стрелова О.Ю. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ - начало ХХI века». M. 2003.

42. Хрестоматия по отечественной истории (1914 – 1945 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 1996.

43. Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 1996.

44. Щетинов Ю.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2002.

Советы по тематическому планированию

При 2-х часах на изучение истории в неделю рекомендуется планирование, рассчитанное на 44 часа. Данный вариант представлен в методических пособиях «Тематичесое планирование и методические рекомендации к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ – начало ХХI века» (автор О.Ю. Стрелова) и «Поурочные разработки к учебнику «Россия в ХХ веке» (авторы А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова). Существенным достоинством этих пособий являются рекомендации по проведению современных форм проведения занятий, среди которых проблемная лекция, лабораторная работа, семинар, дискуссия, различные игровые формы (круглый стол, политклуб, историческое расследование). Пособия содержат дополнительный документальный материал, что нашло отражение в таблице «Образовательный потенциал учебника «История России. ХХ – начало ХХI века», базовый уровень».

При изучении истории как профильного предмета рекомендуется планирование, рассчитанное на 91 час. Приведенная ниже таблица представляет тематику, материалы учебника, составляющие основу занятия и формы проведения уроков (дополнительные источники указаны в таблице «Образовательный потенциал учебника «История России. ХХ – начало ХХI века», профильный уровень»).

Тема урока Материалы учебника Форма занятий
1 Введение. ХХ в. в истории России. Историческая карта, хронологическая таблица Урок с элементами практической работы
2 Россия в начале ХХ в. Социально – экономическое развитие России. § 1 – 3 (соответствующие вопросы) Лабораторная работа
3 Социальная структура российского общества. § 1 – 3 (соответствующие вопросы) Практическая работа
4 Политическая система России. Внутренняя политика царизма в начале ХХ в. § 4 Лекция
5 Народные движения. «Зубатовщина» §§ 5, 7 Ролевая игра
6 Революционное подполье. § 8 Лабораторная работа
7 Либеральная оппозиция. § 9 Комбинированный урок с элементами лабораторной работы
8 Внешняя политика России в начале ХХ в. Русско-японская война. § 6 Комбинированный урок с элементами практической работы
9 Причины, начало и основные события Первой российской революции в 1905 г. § 10 - 12 Семинар
10 – 11 Политические партии России §§ 8, 12 (соответствующие разделы) Лабораторная работа
12 Революционные события в 1906 – 1907 гг. Итоги революции 1905 – 1907 гг. §§ 13, 15,

историческая карта

Практическая работа с учебником
13 Российский парламент. Особенности российского парламентаризма. §14 Лабораторная работа
14 Третьеиюньская политическая система. Аграрная реформа П.А. Столыпина. § 16 - 18 Групповая работа с использованием текста учебника и документа.
15 Участие России в Первой мировой войне. §§ 19, 20 Урок с элементами практической работы.
16 Война и социально – политическое развитие России. § 21 Лекция
17 Русская культура начала ХХ в. §§ 22, 23 Урок - презентация.
18 Россия в первые десятилетия ХХ в. (обобощающее повторение) Раздел 1 – 3 Семинар.
19 Февральская революция § 24 Групповая работа с использованием текста учебника и документов
20 Политическое развитие России в условиях двоевластия. §§ 25, 26, 27 Комбинированный урок с элементами лабораторно - практической работы в группах.
21 Политическое развитие России летом – осенью 1917 г. Октябрьская революция. §§ 28, 29, 30 Лабораторно – практическая работа с текстом учебника и документами.
22 Утверждение советской власти в центре и на местах. §§ 31, 32, историческая карта. Лекция
23 Внутренняя политика большевиков. §§ 33, 34 Групповая работа с использованием текста учебника и документов
24 Внешняя политика большевиков. Брестский мир. § 35 Комбинированный урок с элементами дискуссии или ролевой игры.
25-26 Причины, общая характеристика Гражданской войны. Интервенция. Основные события на фронтах. §§ 36, 39, историческая карта Лекция, практическая работа.
27 Цели участников гражданской войны. §§ 37, 38 Лабораторная работа
28 Причины перехода к НЭП. Значение НЭП §§ 40, 41, 42 Комбинированный урок с элементами практической работы
29 Образование СССР §43, историческая карта Лабораторная работа
30 Коммунистическая партия в 20- е гг. § 44 Семинар
31 Кризис конца 20- х гг. Сталинская модернизация. §§ 46, 47 Комбинированный урок с элементами практической работы
32 Коллективизация крестьянства § 48 Групповое лабораторно – практическое занятие
33 Общественно – политическая жизнь страны § 49 Лекция
34 Развитие культуры в 20 – 30-е гг. §34, 42, 49 (соответствующие вопросы) Семинар
35 Внешняя политика в 20 - 30-е гг. § 45, 51 Комбинированный урок с элементами практической работы
36 «Страна победившего социализма» (обобщающее повторение) § 50 Урок - презентация
37 «Если завтра война» § 53 Урок - исследование
38 Внешняя политика СССР в предвоенные годы § 52 Комбинированный урок с элементами практической работы
39 Причины и характер Великой Отечественной войны. Общая характеристика событий. § 53 Лекция с элементами практической работы
40 – 41 Основные сражения Великой Отечественной войны § 54, историческая карта Комбинированный урок с элементами практической работы
42 Борьба за линией фронта § 55, историческая карта Комбинированный урок с элементами практической работы
43 Тыл в годы войны § 56 Лабораторная работа
44 СССР и союзники § 57 Ролевая игра
45 Война с Японией § 54 (соответствующийе вопросы), историческая карта Комбинированный урок с элементами практической работы
46 Цена Победы (обощающее повторение) Раздел 7 Семинар
47 – 48 Восстановление и развиие народного хозяйства § 59, историческая карта Комбинированные уроки с элементами практической работы
49 – 50 Общественно – политическая жизнь страны во второй половине 40-х – начале 50-х гг. § 60 Комбинированные уроки с элементами практической работы
51 Внешняя политика СССР. Начало «холодной войны» § 58 Лабораторная работа
52 СССР к концу сталинской эпохи: итоги и перспективы (обобщающее повторение) § 61 Лекция.
53 Политическая власть после смерти И. Сталина § 62 (соответствующие вопросы) Комбинированный урок с элементами практической работы
54 – 55 Номенклатура и реформы § 62 Лекция, практическое занятие.
56 Внутренняя политика в середине 50-х - начале 60-х гг. § 63 Комбинированный урок с элементами дискуссии
57 Экономическое развитие СССР в середине 50-х - начале 60-х гг. § 64 Практическая работа
58 – 59 «Оттепель» в духовной жизни. Наука и культура в 50-е – начале 60-х гг. § 63 (соответствующий раздел) Комбинированный урок с элементами дискуссии
60 – 61 СССР в системе международных отношений § 65, историческая карта Урок - конференция
62 СССР в 1953 – 1964 гг. : тенденции и проблемы развития (обобщающее повторение) Раздел 7, тема 18 Семинар
63 – 64 Социально – экономическое развитие страны в середине 60-х – начале 80-х гг. Попытки реформирования экономики. § 66 (соответствующий раздел) Мини - исследование
65 – 66 Политическое развитие СССР. § 66 (соответствующий раздел) Кобинированные уроки с элементами дискуссии
67 Духовная жизнь общества. § 66 (соответствующий раздел) Урок – презентация или дискуссия
68 Развитие науки и культуры § 66 (соответствующий раздел) Урок – презентация или круглый стол
69 – 70 Внешняя политика СССР. § 68 (соответствующий раздел), историческая карта Лекция с элементами практической работы
71 – 72 Нарастание кризисных явлений в советском обществе (обобщающее повторение) Раздел 7, тема 19 Семинар
73 – 75 Перестройка в СССР: этапы, достижения, противоречия, итоги. § 67 Лекция, лабораторная работа, дискуссия.
76 Внешняя политика СССР в годы перестройки. § 68, историческая карта Комбинированный урок с элементами практической работы
77 – 78 Распад СССР § 67 (соответствующий раздел) Лабораторная работа, дискуссия
79 СССР во второй половине 80-х гг. (обобщающее повторение) Раздел 7, тема 19 Семинар
80 Создание суверенной России. § 69 (соответствующий раздел) Практическая работа.
81 – 82 Россия в 1991 – 1993 гг.: трансформация экономики и общества §§ 69, 70 (соответствующие разделы) Лекция, лабораторная работа.
83 –

84

Конституция РФ § 70 (соответствующий раздел) Лабораторно - практическое занятие
85 Проблемы и достижения российской экономики на рубеже ХХ – ХХI вв. § 69 (соответствующий раздел), Комбинированный урок с элементами практической работы
86 Духовная жизнь современной России Введение к разделу 8 Урок – презентация или дискуссия
87 Наука, культура, образование в современной России Используется дополнительный материал (см. раздел II) Комбинированный урок с элементами дискуссии
88 – 89 Россия в современном мире §§ 70, 71, историческая карта Комбинированный урок с элементами практической работы
90 – 91 Будущее России – мое будущее (обощающее повторение) Раздел 8. Семинар

Редакция ОблЦИТ, editor@websib.ru.

При подготовке публикации использовались материалы,
предоставленные издательством «Просвещение».

Опубликовано на ресурсах www.websib.ru и www.sibkniga.ru.

Посмотреть отзывы (0)

Назад